Герой Советского Союза
Клименко Трофим Михайлович
Командир батальона
4-го и 10-го гв. полков
|
Родился 25.03.1919 года в семье крестьянина-бедняка в с. Украинке Таврического района Восточно-Казахстанской обл.
После окончания 7 класса в Усть-Каменогорской школе имени Ушанова Трофим поступил в 1937 году в Алма-Атинский железнодорожный техникум. В следующем году был направлен и призван в армию в пехотное училище.
В июне 1941 года ему было присвоено звание лейтенанта. С августа 1941 года на фронте 5 раз был ранен. От командира стрелкового взвода вырос до командира батальона.
Оборона Москвы, бои под Сталинградом, на Орловско -Курской дуге, освобождение Польши - такова хроника фронтовой жизни гвардии майора Клименко.
В июньско-августовских боях 1944 года батальон Клименко прошел на запад более 300 км. Участвовал в освобождении сотен населенных пунктов, ряда городов. Под его командованием воины батальона успешно форсировали Западный Буг, Сан и Вислу.
1 августа 10-й Гвардейско-стрелковый полк, 6-й Гв. стрелковый Ровенской Краснознаменной дивизии форсировал Вислу и захватил Сандомирский плацдарм. 2-4.08.1944 г. батальон под командованием гв. майора Клименко захватил и удерживал плацдарм в течении трех суток, чем обеспечил переправу главных сил полка и дивизии. При отражении атак превосходящих сил вражеской мотопехоты, батальон уничтожил 14 танков, 8 БТР.
За героизм, мужество, командирское умение гвардии майор Клименко Т.М. 23 сентября 1944 года был удостоен награды - звания Героя Советского Союза.
Закончил войну в Праге.
В 1945 г. Клименко Т.М. окончил курсы "Выстрел". После войны Клименко долгое время оставался в рядах Советской Армии, передавая знания и опыт молодым воинам. С 1964 г. подполковник Клименко Т.М. в отставке.
Д. Бутовецкий вспоминает:
В 10-м гвардейском полку Трофима Клименко называли «железным» комбатом. И мало кто догадывался, что за его внешним хладнокровием скрывалось напряжение всех сил, а порой и чувство, близкое к отчаянью. Четырежды раненый, много раз контуженый.
В иные дни комбат шел напрямик навстречу свинцовому ливню, не уклоняясь от пуль и осколков. Шел, пока какой - нибудь бывалый солдат не повалит его на землю и не продержит до тех пор, пока он не придет в себя.
Давало о себе знать пережитое с июля 1941 года. Страшное то было время. Начиная с боев под Гомелем, где Клименко принял боевое крещение, он не знал передыха от бесконечных стычек, прорывов из окружения, боев и схваток.
Не раз впоследствии мучил его один и тот же эпизод. Идет по полю долговязый фашист с закатанными, как у мясника рукавами и не спеша, равнодушно добивает раненых. Вот он уже почти рядом. И раненый в ногу навылет, почти не веря, что можно уйти живым, дал Трофим Клименко по врагу очередь из автомата. Опираясь на ложе автомата, волоча ногу, дотянул кое-как до леса, где встретился с другим окруженцем. Вдвоем, поддерживая друг друга, они кое-как все же вышли к своим.
Гимнастерка его сопрела от пота, от сапог остались одни голенища, да и то одно было разрезано. Зато злости хватило бы на десятерых, в светлых глазах его полыхал огонь ненависти к врагу.
Оттого и не усидел лейтенант в госпитале. Радио как раз передавало репортаж с Красной площади, и он представлял ее, заснеженную и строгую, и, казалось, видел лица тех, которые прямо с парада шли в бой. 10 ноября, все еще опираясь на палку, предстал Клименко перед главврачом госпиталя:
- Прошу выписать меня до срока, чувствую себя здоровым.
В тот же день он принял разведотряд 19-й отдельной курсантской бригады. Им предстояло содействовать взятию города Тарусы, обойдя его с тыла. Для этого пришлось переходить реку Оку по пояс в ледяной воде. Когда разведчики вышли на берег, одежду их сковало как ледяным панцирем, она с треском ломалась на сгибах.
Когда на рассвете 87 разведчиков вышли из лесу, гитлеровцы в испуге бросились бежать.
Из труб домов поднимались дымки, хотелось побыть в тепле, но предстоял бой за высоту у села Кресты. Время было дорого, удалось лишь переобуться. А гитлеровцы еже опомнились. С трех сторон на рубеж шли танки с пехотой. Зарывшись в снег, бойцы отбивались огнем автоматов и гранатами. Клименко ранило, но только через сутки после того, как были отбиты все вражьи атаки на высоту, его уговорили отправиться в госпиталь.
Затем опять бои Юхнов, Бородино, Ржев. Под Ржевом снова -12 декабря 1942 г. был ранен.
В марте 1943 года получил назначение в 6 гв. дивизию в 4-й полк, командиром 1-го стрелкового батальона.
О массовом героизме гвардейцев под Курском, известно многое. Видел Клименко и навсегда запомнил подвиг командира противотанкового орудия Самойленко. Вражеский снаряд вывел из строя расчет, сержанту оторвало обе ноги. И все же он нашел в себе силы подползти к орудию и сделать еще несколько выстрелов по «тиграм».
Батальон Клименко удержал свои позиции, не отступив ни на шаг. К вечеру 8 июля осталось в живых лишь 75 человек. Тяжело был ранен и комбат.
И снова госпиталь в небольшом блокноте вел комбат краткие записи, которые сейчас нельзя читать без волнения: «Не знаю, какая сила меня влечет на фронт, - писал он в те дни. Шел пешком по Украине к Днепру».
Вернувшись в родную дивизию, Клименко стал командиром 1- го стрелкового батальона 10 гвардейского стрелкового полка, участвовал в боях под Чернобылем, его батальон первым вошел в Коростень, вел сражение за освобождение Ровно.
Бойцы шли вперед, а дороги и поля раскисли, снег сменялся дождем, ноги вязли в грязи, пушки приходилось тащить на себе. Правее шоссе Дубно Броды батальон захватил крупные армейские склады боеприпасов, уже подготовленные немцами к взрыву. Стремительный удар роты лейтенанта Санеева помешал им осуществить задуманное. Тогда враг направил на цель самолеты. От взрыва бомб загорелись склады, пламя охватило деревья. Гвардейцы отбивали атаку за атакой. В этот день батальон понес большие потери, но рубеж отстоял.
Памятный июль сорок четвертого. Гвардейцы вышли на государственную границу.
У польского города Жешув батальон принял тяжелый бой, за успешное проведение которого его командир был представлен к званию Героя Советского Союза.
Вот выписка из наградного листа, составленного по свежим следам событий: «На реке Висла батальон гвардии майора Клименко не успев полностью занять оборону для прикрытия переправы через Вислу с юга, вступил в бой с превосходящими силами противника крупной группировкой врага, состоящей из 4-й, 7-й, 23-й моторизованных дивизий, имеющих задачу не дать наступающим нашим войскам форсировать реку Висла.
Батальон в течение 2-4 августа вел кровопролитные бои, но не отступил ни на шаг. Отразил многочисленные атаки танков и мотопехоты перед фронтом батальона на поле боя было обнаружено более 400 трупов солдат я офицеров, 14 сожженных танков и 8 бронетранспортеров противника...»
За проявленный героизм, мужество и умение в сложных условиях боя управлять подразделением Указом Президиума Верховного Совета СССР Трофиму Михайловичу Клименко 23 сентября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
По словам Трофима Михайловича, все огневые средства в том памятном бою работали на пределе. Бойцы жгли танки снарядами, гранатами, минометы раскалились, их «укутывали» мокрыми бушлатами и продолжали огонь. Стрелки подтаскивали снаряды, помогали передвигать орудия.
После войны Трофим Михайлович проживал в Сочи.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Рассказывая молодежи о боях и походах, ветеран обычно умалчивал о себе. «Мне повезло, - говорил он, что рядом со мной воевали изумительные люди, стойкие и инициативные, настоящие патриоты своей Отчизны».
| |