22:48
Никифорова (Тентлер) Мина Рафаиловна командир санроты 6-й гв. стр. дивизии
 
Никифорова (Тентлер) Мина Рафаиловна
Гвардии лейтенант медслужбы

Командир санитарного взвода 4-го Гв. стр. полка
 
Всегда на передовой
 
   Этот военный санаторий, хотя и считается Центральным, но находится далеко от центра и от областного города Тулы - в тихом лесу, на берегу живописных прудов. Добираться сюда не очень просто, но санаторий давно стал любимым и популярным местом среди ветеранов Великой Отечественной войны. Здесь можно отдохнуть, набраться сил, летом подышать пьянящим липовым воздухом. Уже не первый год встречаю здесь на инвалидной коляске худенькую женщину с волевым лицом в сопровождении молодой очаровательной родственницы Анны.На ее нарядной кофточке ярко выделяется колодка с ленточками орденов и медалей. Насчитал их более десяти.
  Познакомился - это фронтовичка Мина Рафаиловна Никифорова (Тентлер), пришедшая в действующую армию добровольно. Сначала ее определили военфельдшером в медико-санаторный батальон 120-й стрелковой дивизии, затем - в медсанчасть 736-го отдельного батальона связи этой же дивизии. Позднее стала командиром санитарного взвода в 1-м батальоне 4-го гвардейского стрелкового полка в звании гвардии лейтенанта медицинской службы. Приходилось и раненых с передовой вытаскивать, и срочно перевязывать их, готовить для отправки в тыл. Спрашиваю ветерана, за что была удостоена первой боевой награды. И услышал захватывающую, можно сказать, драматическую фронтовую историю.
   Дело было осенью сорок первого года под городом Почеп, что на Брянщине. Упомянутый первый батальон и другие части с боями отходили под напором превосходящих сил противника, а потом попали в окружение. "Скопилось много раненых, - вспоминает Нина, так ее все называли на фронте, - медикаментов и перевязочных материалов не хватало. Наш врач Василий Пешков, договорился по телефону с медсанбатом о выделении необходимых медикаментов, и, протягивая мне уздечку гнедого коня, сказал: "Вот тебе транспорт и выполняй задание!" "Не могу ездить верхом!", - взмолилась, было, я. "Ничего, доедешь. Это приказ, другого выхода нет". И, подсадив меня в седло, ушел к раненым".
Со страхом девушка ехала по лесной дороге, поглаживая своего Дружка, как назвала этого красавца, умоляя не бежать быстро. "А то я упаду и не выполню задание", - приговаривала она. С улыбкой встретили всадницу идущие в лесу трое солдат и озорно подстегнули коня. Дружок поскакал рысцой, легко подбрасывая в седле хрупкую девушку. И доставил ее по назначению и обратно - уже с медикаментами в сумке. Однако тут ее ждала неожиданность: батальон недавно направился на прорыв из окружения, и фельдшера с нетерпением ожидал политрук лейтенант Иван Филиппович Малофеев на грузовой машине. Обрадовался, увидев Нину, так как срочно должен был догонять колонну. Прощаясь с Дружком, Нина крепко обняла его за шею, поцеловала и оставила близ села, чтобы крестьяне смогли взять коня. К счастью, машина догнала колонну, но она двигалась уже под вражеским обстрелом. Некоторые машины и повозки были разбиты, другие автомобили из-за нехватки горючего пришлось бросить, предварительно приведя их в негодность. Многие бойцы шли пешком. Нину пересадили на другую машину, в кузове которой находилось восемь раненых. На остановках оказывала им помощь, как могла подбадривала ребят. Под бомбежкой и обстрелом переправились через Десну. Передвигались в основном в темное время суток.
   Как-то ночью могло произойти непоправимое. Шофер санитарной машины в темноте сбился с пути и свернул в сторону. "Перед рассветом нас обнаружили фашисты, - отмечает моя собеседница, - и стали обстреливать. Кто мог из раненых, тот отстреливался. Стреляла и я из пистолета. В этот напряженный момент испуганный шофер выскочил из кабины и попытался бежать. "Ты, что Паша, бросаешь свой боевой пост? За это полагается расстрел! - и я машинально схватилась за пистолет, вспоминает Нина. - Марш в машину!" Он повиновался, нажал на газ, чтобы рвануть в обратную сторону, где потеряли колонну. Оторвавшись от стреляющих оккупантов, догнали своих".
   С какой радостью и облегчением Нина доложила начальнику медсанбата о выполнении боевого задания и сдала ему своих подопечных раненых. А шофер Паша потом подошел к девушке с извинением за проявленную слабость. Он частично оправдывался тем, что не спал несколько суток и с основной дороги свернул случайно, принимая кустарники и стволы деревьев за силуэты машин и людей. "А ты, Нина, молодец! - в сердцах сказал боец. - Настоящий герой, благодаря твоей твердости мы вышли из-под обстрела и не попали в плен к проклятым врагам".
   Командование высоко оценило подвиг военфельдшера Нины, спасшей восемь раненых воинов в сложной боевой обстановке, представив ее к правительственной награде - ордену Красной Звезды. Вот это и была ее первая фронтовая награда, о которой я поинтересовался в начале беседы.
   :Юная тулянка-патриотка еще в школьные годы мечтала стать медиком, хотела посвятить свою деятельность борьбе с недугами и болезнями людей. Для начала поступила в Тульскую фельдшерско-акушерскую школу. По ее окончании практика у нее оказалась, что называется, самая боевая - фельдшером-медсестрой в санчасти в одном из подразделений войск, участвовавших в 1939 году в освобождении западной области Белоруссии, а затем в советско-финляндской войне в 1939-1940 годах. Трудилась в военном госпитале, находившемся в г.Белеве Тульской области, куда поступали раненые. До начала Великой Отечественной войны работала медсестрой в железнодорожной поликлинике в Туле.
   С июля сорок первого года - на фронте. "Если вспомнить то боевое, напряженное время, - говорит Мина Рафаиловна, - удивляюсь, где у нас, 18-20-летних девушек, брались силы вытаскивать раненых вместе с их оружием с передовой. Не зная сна и отдыха, нередко под обстрелом и бомбежкой, ухаживали за ранеными. Тяжелораненых готовили для отправки в тыловые госпитали. По примеру нашего бесстрашного и неутомимого санинструктора старшего лейтенанта Хакима Камалова мы успокаивали пострадавших в бою. Пытались вселить в них уверенность, что фашистов обязательно побьем. "Вы, ребята, выздоравливайте и снова будете в строю", - говорили им. - А ведь время было тревожное - наши войска вынуждены были отступать, несли потери. И все же твердо верилось в победу".
В сентябре-октябре 1941 года в районе Мценска гитлеровским войскам Гудериана, рвавшимся к Туле и Москве, наносил ощутимые удары стрелковый корпус легендарного генерала Д. Д. Лелюшенко. В ее составе успешно действовала и 6-я гвардейская дивизия, в которой служила лейтенант медслужбы. Были освобождены Ельня, Ефремов, а также Фетищево, где девушка в феврале сорок второго года получила тяжелое ранение шейного отдела позвоночника. Лежала рядом с убитыми неподвижно, и члены похоронной команды в суматохе боя тоже приняли ее за мертвую. Однако у нее осталось сил, чтобы шепотом произнести лишь одно слово: "Меня!" Мол, отнесите меня в санроту. Осмотрев ее, старший врач Иван Котолевский ахнул - ранение было очень серьезным. "А между тем, в полк пошло ошибочное сообщение о моей смерти, - говорит ветеран. - И поспешили послать похоронку моим родителям в уральский город Юрюзань".
   Более года девушка лечилась в госпиталях, у нее были парализованы руки и ноги. Перенесла несколько операций: не все удачные, так как кисть правой руки оказалась недееспособной. Писать пришлось научиться левой рукой. А ноги: не то, что в молодости. Сначала ходила с палочкой, а вот уже несколько лет прикована к инвалидной коляске. О поступлении в медицинский институт, о чем мечтала, не могло быть и речи. Но до сих пор 82-летняя Нина-фронтовичка, инвалид первой группы, преодолевая серьезные недуги и болезни, не сдается, все время чувствует себя как бы на передней линии. Много лет занималась общественной работой, выступала на уроках мужества в тульской подшефной школе номер четыре, состояла в родительском комитете, своим авторитетом серьезно влияла на патриотическое воспитание молодежи.
   В 1975 году "красные следопыты" - школьники Ефремовского района Тулы помогли ей связаться с советом ветеранов 6-й гвардейской стрелковой дивизии. Началась активная переписка с бывшими однополчанами: Г.Козловским, Г.Малышевым, Х.Камаловым, И.Котолевским. Бывший старший врач санитарной роты Иван Котолевский прислал трогательное письмо: "Дорогая Нина! Нам с женой трудно поверить, что мы получили весточку, по существу, из февраля сорок второго года о том, что ты не погибла, а после 33-х лет неизвестности твоей судьбы оказалось, что ты выжила. Это большое счастье. Для нас в памяти ты осталась молоденькой, черненькой, энергичной девушкой, отдавшей свою жизнь во имя Родины. И к огромной нашей радости, это была ошибка. Ты как бы воскресла, перенеся много трудностей. Мы рады за тебя. И благодарим за фронтовое усердие по розыску нас, за память о совместной службе в те далекие суровые времена". Поздравляя Нину с присвоением Туле звания города-героя, бывший комбат А.Литвак подчеркнул, что в защиту славного города, в оборону столицы на дальних подступах внесли большой вклад гвардейцы 6-й дивизии, все воины-фронтовики, в том числе и медики (кстати, М.Р.Никифорова среди других наград удостоена и медали "За оборону Москвы"). А еще Нина Никифорова нашла в себе силы ездить в Москву и другие города для встреч с однополчанами, посещать места былых боев.
   И на "личном фронте" имеются приятные перемены. Сильная духом женщина не пасовала перед многими трудностями, хотела быть полноценным человеком во всех отношениях. Отдыхая в санатории, познакомилась с ветераном войны Никифоровым Николаем Ильичем, тоже инвалидом первой группы. Он воевал под Ленинградом пулеметчиком, имеет боевые награды. Они сдружились. А затем Нина приняла его предложение выйти замуж. Вдвоем стало легче переносить физические недостатки и бытовые трудности. И настоящее счастье они испытали, когда родилась здоровая, красивая дочь. А ведь консилиум врачей почти единогласно решил, что беременная женщина с такими недугами рожать не должна. И лишь одна врач-женщина настояла на обратном, и не ошиблась. Сейчас большая семья из семи человек (есть уже два внука и одна правнучка) счастливо живет в 4-комнатной квартире, предоставленной в свое время Тульским горисполкомом. Государство выделило заслуженным ветеранам автомобиль, на котором отважные и любознательные инвалиды немало поездили по стране (были в Баку, Ростове-на-Дону, Хосте, Ленинграде, Нижнем Новгороде:). С золотой свадьбой супругов Никифоровых поздравляли родственники, друзья, многие ветераны 1-го стрелкового батальона 4-го гвардейского ордена Богдана Хмельницкого, Краснознаменного Одерского стрелкового полка 6-й гвардейской трижды орденоносной Ровенской стрелковой дивизии. Нина настояла, чтобы я полностью записал название этого соединения, в котором она служила, и чем очень гордится.
   Жизненный пример этих ветеранов доказывает, что сильные духом люди способны преодолевать многие невзгоды. Добиваться успехов в осуществлении намеченных целей. "Мы с мужем немало пережили на фронте и после войны, - говорит М. Р. Никифорова. - В борьбе с трудностями всегда чувствуем себя как бы на передовой. Хотелось, чтобы нашу молодежь, будущую смену, более активно воспитывали в любви к Родине, в духе дружбы и здорового патриотизма. В этом благородном деле следует шире привлекать ветеранов войны и труда".

Капитан 1 ранга Леонид ЧЕРНОУСЬКО.
Ветеран Великой Отечественной войны.
Заслуженный работник культуры РФ.
На снимкe: Нина-фронтовичка во время советско-финляндской войны. 1940 г.
Фото из архива семьи Никифоровых.

 
 
Вернуться обратно
Категория: 4-й гв.стр.полк | Просмотров: 451 | Добавил: Klempertlev