« 1 2 ... 63 64 65 66 67 ... 71 72 »
 
Смирнов Гурий Андреевич
Зам. ком. 5-го гв. отд. саперного б-на
Гв. капитан

 
 
"Братья Смирновы".

   В июле 1942 года в адрес комбрига сапёрной бригады поступил рапорт.  Лейтенант Гурий Андреевич Смирнов просил направить его из резерва на соседний фронт, где брат его, Николай Андреевич, командовал полком. Несколько необычная просьба: «Хочу служить вместе с братом».  К рапорту была приложена вырезка из газеты «Правда» от 24 февраля 1942 года.
  Корреспондент писал: «Ему 28 лет. В недалёком прошлом он был культработником и хозяйственником.  Капитан Смирнов Н.А. оказался сильным, стойким, волевым командиром, настоящим богатырём… Силу русского оружия батальон, которым командовал Смирнов Н.А., прославил в боях за Ефремов (юг Тульской области).  Родина высоко оценила заслуги молодого командира. Капитан Смирнов Н.А. награждён орденом Красного Знамени и сейчас командует гвардейским полком».

 … Не так просто было найти полк, даже если им командует прославленный командир.  И всё же они встретились.
       - Николай! … Здравствуй, дорогой!
       - Гурий, братишка… Вон какой…
       - А ты-то… Вся грудь в орденах.
  В ту ночь они не спали.  Перебивая друг друга, вспоминали детство, юность, родительский дом.
       … Уездный городок Макарьев называли медвежьим углом.  До Волги – сто, до железной дороги – пятьдесят верст, вокруг таёжная глухомань.  Исконный промысел – сплав леса по Унже.  Сбитые в плоты, неторопливо движутся к Волге мачтовые сосны. И также медленно плыли, слышные издали, колокольные звоны знаменитого на всю Россию Макарьевского монастыря.
       - А помнишь, как ездили в ночное?
       - А зори над Унжой – тихие, тихие…
       - А сенокос на нашем  лугу?

  Казалось, детство заглянуло в землянку.  И отошли куда-то страшные бои, когда замерзали бойцы под свист вьюги в чистом поле, а бешеная метель леденила душу.
  Семь лет разницы между братьями.  Николай поступил на работу в артель «Металлист».  Везде он был первым: член райкома комсомола, капитан футбольной команды, руководитель духового оркестра.  Живой, весёлый, общительный, Николай и брата вовлёк в оркестр.  Сам играл на трубе, а Гурий азартно стучал в большой барабан.

 … Лежали рядышком братья, укрывшись одной шинелью.  Никуда не уйти от войны, вот она, за порогом землянки, за плащ-палаткой, прикрывавшей вход в их временное жилище.
       Там, за передним краем немцев, всю ночь горят осветительные ракеты. Трусит враг: обвесил проволочные заграждения жестянками, зарылся глубоко в землю.  Не может забыть, как били его солдаты Смирнова под Ельней, где родилась гвардия.
  После Ельни их перебросили под Мценск.  На берегах реки Зуши сдерживали яростный натиск танков Гудериана.  Тогда армейский поэт сочинил стихи:
Стоит гвардейская шестая
у Гудериана на пути.
Пылает вражьих танков стая –
Им не пройти!

 В неравных кровопролитных боях гвардейцы перемололи немало живой силы и техники врага, а 13 декабря штурмом взяли назад город Ефремов.  Был ещё бросок от Ефремова до Новосилья, бои на реке Неручь, февральское наступление, штурм Кривцовского узла обороны немцев. Разве забудешь, вычеркнешь из сердца павших в этих боях?
 - Так и воюем,-завершил рассказ Николай.–Поспим, братишка. Завтра тебе отправляться в пятый отдельный гвардейский сапёрный батальон.  Там нужен заместитель командира роты.

 И началась для Гурия Смирнова привычная ночная работа. Устанавливать мины и сюрпризы. Расчищать снежные заносы, наводить переправы.
 Большой размах работ ожидал сапёров роты на Курской дуге, в районе Понырей. 7 тысяч мин установили они, построили в оврагах десятки блиндажей. С начала наступления главной задачей для них стало подвижное минирование. Нужно быстро разбросать мины, прикрыть травой, землёй – и уползти, притаиться, а затем по гулу, взмывшему коричневому облаку, определить, что мина сработала.

 За бой под Курском Гурий Андреевич был награждён орденом Красной Звезды.  Было ему тогда 23 года. 
       Затем был тяжёлый путь к Днепру и Припяти.   За умелое руководство полком при форсировании этих рек и проявленное при этом мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Андреевичу Смирнову 16 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза.  К тому времени грудь его украшали уже два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны, Суворова, Красной Звезды, боевые медали.

  В сражении под Коростенём Николай Андреевич был тяжело ранен в голову. 
 Как же сложилась дальнейшая судьба братьев Смирновых?  Этот вопрос я задал Гурию Андреевичу, когда мы встретились с ним на его московской квартире.  И полковник инженерных войск, преподаватель Военно-инженерной ордена Ленина Краснознамённой академии им. В.В.Куйбышева рассказал следующее.
 После войны Николай Андреевич командовал высшими курсами усовершенствования офицеров, был заместителем  начальника высшего общевойскового училища.  В последние годы, когда состояние здоровья его резко ухудшилось, потянуло на родину, в Макарьев.
 Тяжело больной, он находил в себе силы воспитывать молодёжь, часто выступал перед населением с воспоминаниями о боях Великой Отечественной.
 - Брат ушёл из жизни в апреле 1970 года, в возрасте 57 лет.  На здании школы, где мы оба учились, установлена мемориальная доска, - говорил Гурий Андреевич. – в Макарьеве ещё проживает наша сестра, ежегодно и я навещаю город нашего детства, где покоится прах отца и старшего брата.  Ну, а мне повезло больше - я воевал до конца.

  Да, Гурию действительно повезло. Обезвреживая тысячи мин, он не ошибся ни разу. Форсировал Днепр, Случь, Горынь, Икву, Западный Буг, Сан и Вислу.  Но однажды и он был на волоске от смерти.  В феврале 1944 года при наведении моста через бурную реку Горынь стремительным течением его унесло вместе с рамой.  В минуту оледенел, захлебнулся студёной водой.  Впервые подумал тогда: это – конец.  Не дали умереть друзья, вытащили из воды, растёрли спиртом, приказали принять вовнутрь: хочешь, нет ли, а живи.
  Сапёр трудится в поте лица и некогда взглянуть вверх–«мессер» ли летит, снаряд ли шуршит над головой, нацеленный на сооружаемый тобой мост.  Переправа должна быть готова к сроку – таков приказ.  А награда за труды – два ордена Отечественной войны, врученных перед строем.
  Сметка, проявленная Гурием Андреевичем под Зарау, позволила выручить сражавшийся в окружении полк. Память об этом – орден Александра Невского.
  Последняя река на его пути – Эльба.  Там пожали друг другу руки советские и американские солдаты.  День Победы встретил сапёр по пути в Прагу.
 36 календарных лет отслужил в рядах Советской Армии Гурий Андреевич Смирнов, 44 года – выслуга лет этого труженика инженерных войск.

 
11 июля 1943 г. награжден орденом "Красная Звезда"
28 августа 1944 г. награжден орденом "Отечественной войны 2 ст."
14 февраля 1945 г. награжден орденом "Отечественной войны 1 ст."
11 июня 1945 г. награжден орденом "Александра Невского."
                                                                         
 
Д. Бутовецкий, ветеран 6-й гвардейской дивизии.
 
 
Вернуться обратно

 
Прикрепления: Картинка 1
Категория: 10-й гв.стр.полк | Просмотров: 536 | Добавил: Klempertlev | Дата: 02.01.2010