19:47
Кармацкий Владимир Дмитриевич, ком. 8-й стр. роты 10-го гв. полка

Герой Советского Союза

Кармацкий Владимир Дмитриевич
Командир 8-й роты 10-го гв. стр. полка.
 

 
  Родился 5 января 1924 года в деревне Таловая Аромашевского р-на Тюменской области.
 Отец-Кармацкий Дмитрий Сергеевич (1902 г. рожд.).Мать-Кармацкая Фекла Игнатьевна (1901 г. рожд.).Супруга - Кармацкая Наталия Тимофеевна (1945 г. рожд.). Дочери: Каркеланова Елена Владимировна (1948 г. рожд.), Данилова Ирина Владимировна (1954 г. рожд.).Мать дочерей-первая супруга-Кармацкая Валентина Петровна (1925 г. рожд.).

 В 1940 году Владимир Кармацкий окончил 9 классов в селе Аромашево Тюменской области и по семейным обстоятельствам, а проще говоря, из-за нужды оставил школу. Стал работать учителем в начальной школе в соседнем селе. Но и учиться не перестал - поступил на заочное отделение Ишимского педучилища. Работа нравилась, и, наверное, быть бы Кармацкому учителем всю жизнь, но началась война.

  Летом 1942 года его призвали в армию и направили в Омское военно-пехотное училище имени М.В. Фрунзе. В войну вступил лейтенантом, командиром стрелкового взвода на Курской дуге. Кармацкому было тогда 19 лет. А солдаты у него были от 20 до 35 лет.

  Боевое крещение лейтенант получил 5 июля 1943 года - в день начала Курской битвы. В первых же боях он проявил себя выше всяких похвал. Будучи раненным осколком мины в голову, от эвакуации с поля боя отказался и после перевязки продолжал управлять взводом. А на взвод шли немецкие танки - знаменитые тяжелые "тигры".

  В очерке "Офицер Кармацкий и его солдаты" дивизионная газета "Звезда Советов" написала о том бое так:
  "Бойцы смотрели вперед на "тигров" и поворачивали головы к своему лейтенанту. Нет, ни один мускул не дрогнул на его лице. Он был тут, рядом со своими солдатами. Короткие, ясные команды, отдаваемые им, лучше всяких слов успокаивали людей. Гвардейцы приготовили бутылки и гранаты. Над окопами с тяжелым посвистом пролетели снаряды нашей артиллерии, открывшей заградительный огонь. Танки шли. Всем своим громадным корпусом "тигр" навалился на окоп младшего сержанта Давыдова. Отважный воин успел бросить в него три бутылки. "Тигр" запылал, как свечка... "Тигры" утюжили окопы. Но ни один гвардеец не отступил. Они стояли на месте, били и жгли врага. Минаев, Гарифулин подожгли еще четыре танка. Три подбила артиллерия. Танковая атака была отбита".

  Убедившись, что в "лоб" гвардейцев не взять, противник решил обойти их с флангов и тыла. После нескольких безуспешных атак ему это удалось. Взвод Кармацкого оказался в окружении, однако продолжал удерживать позицию. Лейтенант попытался установить связь с командиром роты, но посланные к нему два связных не вернулись. В горячке боя Кармацкий не заметил, как отошел назад сосед справа, а соседа слева у взвода не было. Видя, что бой идет уже позади, и не имея связи со старшими командирами, Кармацкий принимает самостоятельное решение: собрать оставшихся в живых бойцов, уцелевшие огневые средства и, используя ведущие в тыл обороны ход сообщения и лощины, контратаковать противника и прорвать кольцо окружения.
 Контратака удалась. Не ожидавший ее противник разжал кольцо. В районе опорного пункта взвода и перед ним остались десятки вражеских трупов и восемь подбитых танков. Командир роты лейтенант Леонтьев и командир батальона капитан Третьяков были несказанно обрадованы: они уже не надеялись на выход взвода из окружения.
 Лейтенант Кармацкий был за этот бой награжден орденом Красного Знамени. Награды получили и все другие воины взвода.
 Так началась боевая биография Владимира Кармацкого. Вскоре он был назначен командиром стрелковой роты. И вот что говорится об этом новом этапе его службы в представлении к званию Героя Советского Союза: "В наступательных боях с 27 августа 1943 года рота лейтенанта В.Д. Кармацкого уничтожила более 200 вражеских солдат и 18 захватила в плен. Несмотря на сильную бомбежку с воздуха, были быстро переправлены через реки Десна и Днепр личный состав и материальная часть, при этом был использован подручный материал.

 В середине сентября 1943 года гвардии лейтенант Кармацкий, преследуя противника со своей усиленной ротой, на рассвете коротким, но стремительным и неожиданным ударом разгромил крупный вражеский арьергард, расположившийся на ночь в одном из сел Черниговской области. В этом бою многие гитлеровцы были убиты или ранены, и лишь немногим удалось на машинах, повозках и верхом на конях уйти от возмездия. Были захвачены большой обоз врага с различным военным имуществом, три гаубицы со снарядами, более двадцати лошадей и около двадцати пленных фашистов.

 При наступлении на деревню Парищево 26 сентября 1943 года, где были сосредоточены превосходящие сипы противника, В.Д. Кармацкий с ротой зашел в тыл противника. Смелыми и дерзкими действиями своей роты он вызвал панику у противника и стремительным ударом выбил врага из Парищева, овладев важным пунктом на пути переправы через реку Припять. Несмотря на сильный огонь артиллерии, минометов и пулеметов противника, он также быстро и организованно переправил ночью свою роту с материальной частью через реку Припять".

 Читая боевую характеристику Кармацкого, нельзя не заметить, что свои победы в боях он одерживал не столько числом, сколько умением, и не столько силой, сколько умом. Так, в упомянутом выше эпизоде с разгромом вражеского арьергарда он располагал силами гораздо меньшими, чем противник. И Кармацкий по докладу своего разведдозора знал об этом. Но уклоняться от боя не стал. Он сосредоточил роту в лесу в 500 метрах от села и приказал приготовиться к атаке тремя группами, повзводно, с трех разных направлений, чтобы создать видимость атаки большими силами и не дать противнику возможности безнаказанно выйти из-под удара.
  Кармацкий рассчитывал на внезапность, на то, что застигнутый врасплох враг не только не сможет занять оборону, но и определить силы атакующих. Поэтому решил не ждать подкрепления и обойтись без артиллерийско-минометной поддержки. Расчет командира роты оправдался в полной мере. Враг дорого заплатил за свою беспечность.

  В Польше В. Кармацкий был тяжело ранен сразу восемью осколками снаряда. Батальон, которым он тогда командовал, вел тяжелый бой в окружении, и эвакуация раненого командира по сплошь простреливаемой местности была непростым делом. Но храбрый и опытный санитар Иван Павлович Савченко сумел-таки вывезти комбата на собачьих нартах, представлявших собой носилки на маленьких колесиках.

  В послевоенные годы Кармацкий окончил две военные академии - имени М.В. Фрунзе и дипломатическую. Служил в войсках, работал на ответственных должностях в органах военной разведки, преподавал в Академии имени Фрунзе. Защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, опубликовал ряд научных трудов. В отставку вышел в звании полковника.

 

  Герой Советского Союза гвардии полковник В.Д. Кармацкий награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многими медалями. Он - почетный гражданин города Чернобыля.
 
  
 


  Находясь в отставке, Владимир Дмитриевич написал воспоминания (пока неизданные) о войне, о своем боевом пути на ней. Рукопись изобилует боевыми эпизодами из истории 10-го гвардейского орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого Висленского стрелкового полка, под знаменем которого он прошел с боями от Понырей, что на Курской дуге, до Сандомирского плацдарма, что на Висле.

  Многих однополчан Кармацкий вспоминает добрым и благодарным словом в своих мемуарах. С нынешним поколением однополчан Владимир Дмитриевич состоит в переписке. Зовут они его в гости на предстоящий юбилей полка.

  А полк тот теперь - в армии Белоруссии... Для восприимчивой, активной натуры Кармацкого - это чувствительная душевная рана. Заключенный Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии стал для него как бы слегка успокаивающей повязкой.

 Его любимые занятия - чтение книг, особенно исторических и военно-исторических. Многие годы он является преданным читателем газет "Красная звезда" и "Российская газета". В людях выше всего ценит честность и порядочность.


Д. Бутовецкий (ветеран 6-й гв. стр. дивизии) вспоминает:
 
  Командир восьмой роты 10-го полка 6-й гвардейской дивизии Владимир Кармацкий был завидно молод.«Стариком» он мог казаться лишь необстрелянному пополнению, прибывшему в часть уже после Курской битвы. Вчерашние курсанты с уважением смотрели на орден Красного Знамени, ввинченный в выцветшую от солнца и выбеленную потом гимнастерку ротного. Провожая взглядом ладную фигуру лейтенанта, они невольно старались походить на своего командира.
  В штабе батальона также верили в удачливую звезду ротного. Еще недавно Владимир командовал взводом, а теперь eго в шутку величали «командармом - восемь». Его рота вобрала в себя остатки подразделений, оставшихся без командиров. Под началом Кармацкого оказались и пулеметчики, пэтээровцы и даже расчет «сорокапятки».

  До поры до времени пули, действительно, не брали его, но на третий день боев под Понырями осколок мины угодил ему в голову. Наскорую перевязав рану, Кармацкий продолжал командовать боем. А положение сложилось трудное. Пятнадцать «тигров», изрыгая огонь, двигались на позиции роты. Разрывы снарядов сотрясали землю, ливень осколков осыпал окопы, но бойцы не дрогнули: отсекли цепи автоматчиков, оказавшись в окружении, стояли насмерть. 70 вражеских солдат и офицеров, два тяжелых и пять средних танков противника уничтожило за три дня боев его подразделение.
  Лежа в госпитале, отгонял от себя лейтенант мрачные мысли. Чаще вставали перед глазами березки, высаженные у дома, родная деревенька. Талово, река Вагай с ее весенними разливами. Оттуда, из Тюменщины пришло как раз письмо от матери. Сообщала, что вновь, в который уже раз, был ранен отец, что работы в колхозе - невпроворот, а тянут хозяйство одни бабы. Не жаловалась на трудности, не заведено это было  в доме Кармацкнх. И до войны жили они трудно. И потому первенцу их пришлось оставить школу после окончания восьмого класса. Но однажды семнадцатилетний Владимир Дмитриевич Кармацкий предстал перед первоклассниками в роли первого учителя. Стал учить малышей грамоте. Недоставало не знаний - нет! Солидности не хватало. Да и откуда было взяться ей в такие-то годы!
  Его биография - это биография его поколения, которое рано начинало трудиться, рано мужало. Окончив ускоренные курсы Омского училища, Кармацкий в боях доказал, что есть в нем «военная косточка», те качества, которые присущи истинному фронтовику, офицеру Советской Армии.
  Был лейтенант заботлив и беспокоен, не уснет, пока не накормят бойцов, не доставит в срок боеприпасы. Завернувшись в трофейную плащ-палатку, прикорнет, бывало, час-другой под утро, а там полный опасностей наставал новый день. Вместе с солдатами делил Кармацкий все тяготы, выпавшие на долю пехоты. За всю войну раз лишь прокатился на взятой в бою лошади, а весь остальной путь от Курска до Вислы прошагал пешком, прополз по-пластунски...

  Не забыть утро, когда открылась перед глазами усталых бойцов могучая днепровская ширь. Форсировать Днепр, а за ним и Припять в месте их слияния было нелегко. Кипела река от пуль и снарядов, бомбы вздымали столбы воды, мины с воем проносились над головами. Через водный рубеж переправлялись на плотах, лодках, бочках, бревнах, минута казалась вечностью. Перебравшись на берег, Кармацкий огляделся. Вокруг простирались непроходимые плавни, берега заросли камышом и кустарником ноги увязали в сыпучем песке. Здесь предстояло закрепиться, не дать противнику сбросить роту с крутого берега. А несколько сот гитлеровцев при поддержке танков уже грозно надвигались на позиции полка. Положение спасла 8-я рота Кармацкого. Зайдя в тыл врагу, неожиданным ударом она вызвала панику в рядах фашистов. Завязалась рукопашная схватка. Рота овладела селом Парищевом - важным пунктом и удобным плацдармом для форсирования реки Припять.
  - Как ни контратаковали нас фашисты, - рассказывал впоследствии Кармацкий, - им не удалось выбить нас из села. 150 вражеских трупов осталось на . подходе к позициям моей роты.
  Упорные и ожесточенные бои по удержанию плацдарма у Чернобыля длились еще около двух недель. Отразив мощные удары гитлеровцев, гвардейцы устремились на запад. В рядах атакующих шел командир 8-й роты В.Д.Кармацкий, которому за мужество и отвагу в боях под Чернобылем было присвоено звание Героя Советского Союза.
  Тепло поздравили солдаты своего командира с высокой наградой Родины. И когда в августе он был тяжело ранен на Сандомпроком плацдарме, боевые друзья, рискуя жизнью, вынесли его с поля боя и доставили в медсанбат.

  В 19 лет В. Д. Кармацкий стал коммунистом. Тогда дал он клятву на верность Родине. И решил навсегда связать свою жизнь с родней армией. Закончив академию имени М В. Фрунзе, сам затем многие годы преподавал в ней тактику и оперативное искусство, стал кандидатом военных наук, доцентом.

 
Категория: 10-й гв.стр.полк | Просмотров: 873 | Добавил: Klempertlev